5. Социологические теории
Социологические теории объясняют нарушения в поведении отдельных людей процессами, происходящими в обществе.
Теории связанные с нарушением нормЭ. Дюркгейм XIX – теория аномии: Любая девиантность – одна из базовых свойств общества, как системы (по аналогии с биологическими мутациями).
Американский социолог Н. Смелзер:
- «нормы-правила» – делинквентное или преступное поведение (кражи, убийство, терроризм и т.д.) – санкции;
- «нормы-ожидания» – неодобряемое поведение (безвкусица, нецензурная брань, опоздания и т.д.) не влечёт за собой уголовного преследования, но вызывает общественное порицание.
Теории стигматизации (этикетирования или навешивания ярлыков):
- более влиятельнее группы или члены общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывают остальным определенные стандарты поведения, которым те не могут следовать в полном объеме;
- «самореализующееся пророчество» после получения «ярлыка» человек начинает действовать в соответствии с социальными ожиданиями.
Теории конфликта объясняют девиации противоречиями между разными социальными группами и борьбой за ресурсы, статус, политическое, этническое или культурное влияние. Поведенческие отклонения, таким образом, рассматриваются как протест против группы-конкурента. Такое протестное поведение демонстрируют социальные группы, выступающие против глобализации, олигархии, доминантной культуры, чужих религиозных течений, государства как такового и т.д.
- девиантность как средство выживания и сопротивления существующему обществу из-за неравного доступа к общественным благам;
- законы и деятельность правоохранительных органов являются орудиями, которые правящие классы, используют против тех, кто лишен власти (запрет бродяжничества как способ прикрепить бедняков к земле);
- результат конфликта классов (собственников и рабочих).
Теории социального контроля:Девиантность – мера эффективности деятельности
институтов социального контроля (формальных и неформальных) в аспектах:
- полицейский контроль,
- медицинский контроль,
- управление здоровьем (Public Health).
Институты социального контроля бывают:
а) формальные (целенаправленно созданные государством) – полиция, суд, пенитенциарная система, здравоохранение, образование и т.д.,
б) неформальные (появившиеся сами собой естественным путем) – семья, общественное мнение, общественное самоуправление, благотворительность, политические партии, инициативные и общественные движения, церкви, клубы и пр.
Каждый социальный институт вносит свой вклад в контроль поведения людей. Вместе с тем, в периоды резких социальных изменений возможности социальных институтов обычно оказываются ограничены, а их эффективность деятельности снижается. Следовательно, в такие периоды со стороны государства требуются усилия по их реформированию или поддержке с целью сохранения их деятельности, отвечающей новым условиям.
В современном обществе, с одной стороны, наблюдается ослабление роли традиционных институтов социального контроля (общественного мнения, морали, коллективной ответственности, традиционных ценностей, культуральных норм). С другой стороны, возрастает роль индивидуальных механизмов контроля поведения: персональной ответственности за свое поведение, понимание ценности внутреннего мира человека и свободного личного выбора своей судьбы, независимости и самостоятельности.
Теории социальных изменений. Резкие социальные изменения, всегда сопровождаются «размыванием» общественных ценностей и представлений о норме. Потеря привычного уклада жизни и уровня благополучия для большей части населения оборачиваются значительным стрессом. В такие периоды многие люди оказываются дезориентированными в непривычных для себя общественных и экономических отношениях. Наглядным примером резких социальных изменений может служить недавняя история нашей страны – постперестроечное время и 1990-е годы.
Например, если посмотреть статистику количества лиц с впервые поставленным диагнозом «наркомания» за этот период, можно отчетливо увидеть, что в 1990-е годы оно резко выросло, достигнув своего пика в 2000 году. А потом, когда ситуация в обществе стабилизировалась, их количество пошло на спад. Причем эти рост и спад наблюдались одновременно во всех регионах страны. Это означает, что количество наркозависимых определялось одними и теми же причинами (факторами) во всех регионах одновременно, в данном случае – резкими социальными изменениями. Периоды резких социальных изменений сопровождает, конечно, не только рост уровня наркопотребления, но и других видов девиантности: негативных социальных явлений, заболеваний и смертности. Впрочем, на фоне общественных перемен растет уровень не только негативных, но и позитивных девиаций: появляются новые лидеры и новые социальные технологии, помогающие приспособится обществу к новым условиям.
Теории социального неравенства. Эта группа теорий, в основном основанных на марксистских представлениях о классовом обществе, утверждают, что причиной поведенческих отклонений является неравномерное и несправедливое распределение социальных благ. С позиций этого подхода, всю историю человечества можно рассматривать как конфликт между теми немногими, кто контролирует ресурсы, и остальными людьми.
Предполагается, что люди из неблагополучных слоев общества не имеют достаточных возможностей повысить свой уровень жизни и поэтому пренебрегают общепринятыми ценностями и нормами, вынуждены искать неодобряемые обществом пути выживания. Особенно остро конфликт между природной активностью и переживанием недостижимых потребностей проявляется у молодежи. Он толкает ее к экстремизму, асоциальному и криминальному поведению, особенно в обществах с отсутствующими «социальными лифтами».
Исходя из социологических теорий, на минимизацию негативной девиантности в обществе мы можем рассчитывать, только когда общество станет достаточно благополучным, стабильным, без выраженных внутренних конфликтов, со справедливыми механизмами распределения социальных благ и с эффективными институтами социального контроля. Таким образом, состояние общественного здоровья, в конечном счете, зависит от каждого человека, от его усилий по реализации своих гражданских прав и участию в политической и общественной жизни.
***
Какая же из перечисленных вышей теорий верная? В чём состоит практический смысл ориентироваться в этих теориях? Считается, что все эти теории верны, и какую бы профилактическую программу мы ни планировали, на её целевую аудиторию одновременно действуют все факторы, указанные во всех перечисленных выше теориях. Однако в каждом конкретном случае, какие-то из этих факторов будут значимыми и первостепенными, а какие-то второстепенными или вообще несущественными. Поэтому при планировании профилактической работы важно определить, какие именно факторы в большей степени определяют девиантность конкретной группы «риска», которая нас интересует. Потому что именно на эти значимые факторы и должна быть нацелена профилактическая программа. О способах оценки факторов и процедурах планирования профилактических программ будет рассказано в следующих модулях курса.
Завершая разговор о девиантности необходимо подчеркнуть, что стратегическая цель профилактики состоит не столько в минимизиациии негативной подростковой девиантности, сколько в помощи подросткам в канализации их природной активности в безопасное и конструктивное русло.
——————————————————
Подробнее о теориях девиантности:
Гурвич И.Н. и др. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. − СПб: Эри, 2013. − сс. 34-46