3. Девиантность

1. Понятие девиантности


Вероятным исходом заражения человека какой-либо инфекцией могут стать болезненные симптомы. По аналогии, вероятным исходом переживаемого стресса могут стать изменения в поведении человека, например:

  • эмоциональные нарушения (повышенный нейротизм, гиперэмоциональность, обсессии и др.),
  • невротическая симптоматика (бессонница, головная боль, дискомфорт в области внутренних органов, повышенная раздражительность, реактивность),
  • аддиктивное (зависимое) поведение (алкоголизация, наркотизация, переедание, игромания и т.д),
  • психопатии – личностное расстройство, препятствующее нормальному функционированию человека или патологическое заострение личностных черт,
  • функциональные психозы, т.е. обратимые психотические состояния, возникающие под влиянием разных причин, в том числе и эндогенных (но при отсутствии органических нарушений),
  • психосоматические заболевания, развивающиеся на фоне переживаемого стресса.
Такие нарушения в поведении болезненно переживаются самим человеком, и могут приводить к изменениям в поведении и его образе жизни, которые начинают приходить в противоречие с нормами общества, в котором человек живет. Такое поведение (от англ.– отклонение) и называют девиантным.

При этом необходимо иметь в виду, что понятие нормы, а, следовательно, и девиантности, очень относительно. Разные общества в разные времена имеют разные представления о норме и отклонениях от нее. Поведение, девиантное в одном обществе, может быть вполне нормальным в другом, и наоборот.

Проводя параллели с биологическими системами, исследователи, по аналогии с мутациями в живой природе, определяют девиантность как форму изменчивости, необходимую для жизнедеятельности и развития общества. Следуя логике научных представлений об эволюции, девиантность является механизмом, обеспечивающим разнообразие поведенческих паттернов в популяции с целью дальнейшего отбора из них наиболее адаптивных. Другими словами, поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, отклонения в поведении естественны и необходимы, они служат расширению индивидуального и коллективного опыта. Разнообразие в психофизическом, социокультурном и духовно-нравственном аспектах человеческого поведения является необходимым условием совершенствования общества и его развития.

Девиантность, с точки зрения социологии, – это естественный механизм, обеспечивающий поддержание разнообразия поведения в обществе. При этом подростковая субпопуляция является наиболее динамичной его частью. Фактически так называемый «конфликт поколений» состоит в том, что подростки по естественным причинам склонны экспериментировать с новыми формами поведения, которые несвойственны старшим поколениям. Наиболее успешные формы поведения закрепляются и остаются в опыте всего общества, когда подростки сами становятся взрослыми. Таким образом, человеческая история создавалась людьми, которые совершали географические и научные открытия, развивали новые технологии и типы социальных отношений, создавали великие произведения искусства, в итоге меняя образ жизни общества и расширяя его жизненное пространство. Этот феномен получил в социологии название позитивной (или положительной) девиантности. Впрочем, поведение таких людей далеко не всегда одобряется обществом, потому что оно, как и в случае негативных девиаций, часто связано с нарушением общепринятых норм.

Под подростковой девиантностью обычно подразумеваются негативные поведенческие проявления, часто представляющие угрозу и обществу, и самому подростку. Вместе с тем, концепция позитивной девиантности исходит из предположения, что поведенческие нарушения у подростка формируются при недостатке условий для реализации естественной поведенческой активности. К таким условиям относится всё, что определяет успешность социализации человека: достаточный эмоциональный контакт в семье, эффективно организованный учебный процесс в школе, широкие возможности удовлетворения исследовательских и творческих интересов и выстраивания желаемой карьеры, наличие позитивного круга общения и т.д. Именно недостаток или отсутствие таких условий может трансформировать естественную активность подростка в саморазрушающее поведение.

Однако поскольку девиантное поведение ассоциировано со многими негативными ментальными конструктами (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» с точки зрения правовых норм, «нежелательным» с точки зрения общественных норм), возникла тенденция считать его «плохим».

Ниже приведен краткий обзор теорий, объясняющих причины девиантного поведения.

2. Биологические теории


Биологические теории утверждают, что жизнь человека определяют ограничения, связанные с физическим телом. Причинами этих ограничений могут быть:
  • генетически особенности и предрасположенность к нарушениям в поведении или болезням. Например, врожденный недостаток вырабатываемых организмом собственных (эндогенных) эндорфинов провоцирует человека на поиск аналогов – внешних (экзогенных) опиатов, которые содержаться в наркотиках, изготовляемых из мака, и таким образом, является фактором риска развития опийной наркомании;
  • нарушения работы головного мозга, причиной которых могут быть: травмы или серии микротравм головы, повреждения мозга химическими веществами, например, алкоголем, последствия перенесенных вирусных заболеваний, затрагивающих мозг, например, менингита. Подобные нарушения часто проявляются в характерном «огрублении» рисунка поведения человека, психических заболеваниях и в быстром формировании зависимости от опьяняющих веществ.
Исходя из этой группы теорий, требуется своевременное выявление и психокоррекционная и медикаментозная поддержка людей с такими особенностями. Современные методы диагностики позволяют выявлять склонность к множеству заболеваний даже до рождения ребенка.

3. Личностные теории


Психологические теории основаны на идее того, что девиантное поведение определяется личностностными особенностями человека:
  • невротизацией, являющейся следствием переживаемых противоречий;
  • неспособностью человека преодолевать жизненные трудности и справляться с источниками стресса и использования некоторых видов девиантного поведения для снижения уровня нервного напряжения;
  • перенесенными в детстве психологическими травмами или сильными переживаниями, которые у взрослого человека компенсируются психологической защитой в виде каких-либо девиаций;
  • сниженными способностями к самоконтролю, самостоятельности, а также слабым чувством ответственности;
  • выученной беспомощностью: если человек раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшие попытки сопровождаются чувством страха и снижением мотивации к конструктивному поведению.
Людям с перечисленными признаками требуется своевременная психологическая помощь и поддержка, до того, как эти особенности приведут к серьезным последствиям для здоровья.

4. Социально-психологические теории


Социально-психологические теории объясняют причины девиантности особенностями общения человека с другими людьми, прежде всего, с ближайшим социальным окружением (семьей, сверстниками, рабочим коллективом).

Теории социального научения состоят в том, что человек перенимает образцы поведения своих родителей, друзей, авторитетов, социальных групп, которым он принадлежит. Причем перенимает человек как хорошее, так и плохое: и образцы здорового поведения, и девиантного. Так, если ребенок растет в криминальной среде, то повзрослев, он и сам, вероятно, станет преступником. Если у подростка в окружении есть потребители наркотиков, он и сам, вероятно, станет их употреблять.
К этой же группе теорий относится идея о том, что девиантности – это результат «запущенности» ребенка и недополученных им при общении со взрослыми компетенций, знаний, убеждений, ценностей, правил и навыков, необходимых для полноценной жизни.
Исходя из этой группы теорий, профилактика девиантности должна быть направлена на создание здоровой среды общения и вовлечения человека в полноценную общественную жизнь.

Теории этикетирования (стигматизации) утверждают, что негативные поведенческие проявления человека могут быть результатом соответствующих ожиданий общества от этого человека. Например, если учителя в школе считают какого-то подростка «трудным», то ему ничего не остается, кроме как продолжать играть свою роль и вести себя как положено «трудному» подростку, потому что его попытки исправиться не будут подкрепляться одобрением и помощью окружающих.
Стигматизации подвержены многие социальные группы, поведение которых, по тем или иным причинам, не считается нормальным для большинства: инвалиды, бездомные, мигранты, гомосексуалисты, проститутки, наркозависимые и т.д. От них ожидают только соответствующего беспомощного или асоциального поведения, и им трудно влиться в полноценную общественную жизнь без поддержки со стороны, даже если они пытаются это сделать.
Исходя из теории стигматизации, общество должно развивать институты социальной защиты, направленные на поддержку «проблемных» представителей общества, чтобы оказывать им профессиональную адресную социальную помощь и возможности для социальной адаптации. Во-многом, готовностью общества заниматься этим и определяется его здоровье.

5. Социологические теории


Социологические теории объясняют нарушения в поведении отдельных людей процессами, происходящими в обществе.

Теории связанные с нарушением норм
Э. Дюркгейм XIX – теория аномии: Любая девиантность – одна из базовых свойств общества, как системы (по аналогии с биологическими мутациями).
Американский социолог Н. Смелзер:
  • «нормы-правила» – делинквентное или преступное поведение (кражи, убийство, терроризм и т.д.) – санкции;
  • «нормы-ожидания» – неодобряемое поведение (безвкусица, нецензурная брань, опоздания и т.д.) не влечёт за собой уголов­ного преследования, но вызывает общественное порицание.

Теории стигматизации (этикетирования или навешивания ярлыков):
  • более влиятельнее группы или члены общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывают остальным определенные стандарты поведения, которым те не могут следовать в полном объеме;
  • «самореализующееся пророчество» после получения «ярлыка» человек начинает действовать в соответствии с социальными ожиданиями.
Теории конфликта объясняют девиации противоречиями между разными социальными группами и борьбой за ресурсы, статус, политическое, этническое или культурное влияние. Поведенческие отклонения, таким образом, рассматриваются как протест против группы-конкурента. Такое протестное поведение демонстрируют социальные группы, выступающие против глобализации, олигархии, доминантной культуры, чужих религиозных течений, государства как такового и т.д.
  • девиантность как средство выживания и сопротивления существующему обществу из-за неравного доступа к общественным благам;
  • законы и деятельность правоохранительных органов являются орудиями, которые правящие классы, используют против тех, кто лишен власти (запрет бродяжничества как способ прикрепить бедняков к земле);
  • результат конфликта классов (собственников и рабочих).

Теории социального контроля:
Девиантность – мера эффективности деятельности институтов социального контроля (формальных и неформальных) в аспектах:
  • полицейский контроль,
  • медицинский контроль,
  • управление здоровьем (Public Health).
Институты социального контроля бывают:
а) формальные (целенаправленно созданные государством) – полиция, суд, пенитенциарная система, здравоохранение, образование и т.д.,
б) неформальные (появившиеся сами собой естественным путем) – семья, общественное мнение, общественное самоуправление, благотворительность, политические партии, инициативные и общественные движения, церкви, клубы и пр.

Каждый социальный институт вносит свой вклад в контроль поведения людей. Вместе с тем, в периоды резких социальных изменений возможности социальных институтов обычно оказываются ограничены, а их эффективность деятельности снижается. Следовательно, в такие периоды со стороны государства требуются усилия по их реформированию или поддержке с целью сохранения их деятельности, отвечающей новым условиям.
В современном обществе, с одной стороны, наблюдается ослабление роли традиционных институтов социального контроля (общественного мнения, морали, коллективной ответственности, традиционных ценностей, культуральных норм). С другой стороны, возрастает роль индивидуальных механизмов контроля поведения: персональной ответственности за свое поведение, понимание ценности внутреннего мира человека и свободного личного выбора своей судьбы, независимости и самостоятельности.

Теории социальных изменений. Резкие социальные изменения, всегда сопровождаются «размыванием» общественных ценностей и представлений о норме. Потеря привычного уклада жизни и уровня благополучия для большей части населения оборачиваются значительным стрессом. В такие периоды многие люди оказываются дезориентированными в непривычных для себя общественных и экономических отношениях. Наглядным примером резких социальных изменений может служить недавняя история нашей страны – постперестроечное время и 1990-е годы.

Например, если посмотреть статистику количества лиц с впервые поставленным диагнозом «наркомания» за этот период, можно отчетливо увидеть, что в 1990-е годы оно резко выросло, достигнув своего пика в 2000 году. А потом, когда ситуация в обществе стабилизировалась, их количество пошло на спад. Причем эти рост и спад наблюдались одновременно во всех регионах страны. Это означает, что количество наркозависимых определялось одними и теми же причинами (факторами) во всех регионах одновременно, в данном случае – резкими социальными изменениями. Периоды резких социальных изменений сопровождает, конечно, не только рост уровня наркопотребления, но и других видов девиантности: негативных социальных явлений, заболеваний и смертности. Впрочем, на фоне общественных перемен растет уровень не только негативных, но и позитивных девиаций: появляются новые лидеры и новые социальные технологии, помогающие приспособится обществу к новым условиям.

Теории социального неравенства. Эта группа теорий, в основном основанных на марксистских представлениях о классовом обществе, утверждают, что причиной поведенческих отклонений является неравномерное и несправедливое распределение социальных благ. С позиций этого подхода, всю историю человечества можно рассматривать как конфликт между теми немногими, кто контролирует ресурсы, и остальными людьми.
Предполагается, что люди из неблагополучных слоев общества не имеют достаточных возможностей повысить свой уровень жизни и поэтому пренебрегают общепринятыми ценностями и нормами, вынуждены искать неодобряемые обществом пути выживания. Особенно остро конфликт между природной активностью и переживанием недостижимых потребностей проявляется у молодежи. Он толкает ее к экстремизму, асоциальному и криминальному поведению, особенно в обществах с отсутствующими «социальными лифтами».

Исходя из социологических теорий, на минимизацию негативной девиантности в обществе мы можем рассчитывать, только когда общество станет достаточно благополучным, стабильным, без выраженных внутренних конфликтов, со справедливыми механизмами распределения социальных благ и с эффективными институтами социального контроля. Таким образом, состояние общественного здоровья, в конечном счете, зависит от каждого человека, от его усилий по реализации своих гражданских прав и участию в политической и общественной жизни.

***

Какая же из перечисленных вышей теорий верная? В чём состоит практический смысл ориентироваться в этих теориях?
Считается, что все эти теории верны, и какую бы профилактическую программу мы ни планировали, на её целевую аудиторию одновременно действуют все факторы, указанные во всех перечисленных выше теориях. Однако в каждом конкретном случае, какие-то из этих факторов будут значимыми и первостепенными, а какие-то второстепенными или вообще несущественными. Поэтому при планировании профилактической работы важно определить, какие именно факторы в большей степени определяют девиантность конкретной группы «риска», которая нас интересует. Потому что именно на эти значимые факторы и должна быть нацелена профилактическая программа. О способах оценки факторов и процедурах планирования профилактических программ будет рассказано в следующих модулях курса.

Завершая разговор о девиантности необходимо подчеркнуть, что стратегическая цель профилактики состоит не столько в минимизиациии негативной подростковой девиантности, сколько в помощи подросткам в канализации их природной активности в безопасное и конструктивное русло.

——————————————————
Подробнее о теориях девиантности: Гурвич И.Н. и др. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. − СПб: Эри, 2013. − сс. 34-46