8. Политика в отношении девиантного поведения
Наверняка вы в своей практике консультирования подростков вы попадали в ситуации, когда приходилось тщательно взвешивать информацию так, чтобы она ему не навредила, но вместе с тем повлияла на его поведение в нужную сторону. Например, если подростку рассказывать о наркотиках в рамках идеологии «нулевой толерантности», то есть, что все наркотики одинаково опасны, что они все немедленно убивают, что их употребляют только очень плохие люди, то вы рискуете полностью потерять его доверие, потому что у него есть свой опыт общения со сверстниками – потребителями наркотиков. И подросток знает, что все эти категоричные утверждения не могут быть верными, что реальность сложнее, а он хочет разобраться именно в ней. Он видит в вас специалиста и доверяет вам до того момента, когда вы говорите ложь или необоснованную информацию.
Этот пример демонстрирует противотечение, в которым столкнулись авторы профилактических программ по таким темам как профилактика ПАВ, сексуального просвещения с целью профилактики ранней беременности и венерических заболеваний и подобных. И поэтому появились два альтернативных подхода, которых придерживаются два «лагеря» специалистов. Первые выступают за ограничения подростков от информации. И их главным аргументом выступает тот факт, что эффекты таких сложных социальных вмешательств, как профилактические программы действительно сложно просчитать и гарантировать снижение рисков, а не их рост. И действительно, анализ результатов многочисленных программ по профилактике употребления наркотиков, подростковых беременностей и венерических заболеваний показал, что наряду с положительными эффектами, такие программы так же несут в себе и риски, а именно провоцируют интерес подростков к видам поведения, которым посвящены программы.
Однако, профилактический подход, основанный на ограничении информации для подростков, по сути, сводится к трансляции общепринятых норм морали и права. И все было бы хорошо, но при этом подростки лишаются возможности осознанного выбора и остаются один на один с истинными причинами своего рискованного поведения: со своими переживаниями, с когнитивными искажениями, с образом жизни, в которые они уже оказались увлечены. И сам этот факт может привести к еще более непредсказуемым последствиям, чем нарушение норм морали, например, к депрессиям и суицидам.
Поэтому второй «лагерь» специалистов, напротив, выступает за предоставление подросткам полной информации о проблеме в рамках политики легализации.
Можно выделить три
стратегии профилактики девиантного поведения:
- Прогибиционизм (запрет),
- Легализация (регламентация),
- Аболиционизм (отсутствие запрета или регламентации).
Тенденции в политике социального контроля над девиантным поведением:
- признание несостоятельности репрессий (“кризис наказания”);
- изменение стратегии социального контроля от “борьбы” и “войны” к “мирному сосуществованию”;
- поиск мер социального контроля, альтернативных репрессивным;
- приоритет профилактики.