2. Модель профилактики хронических заболеваний
По вышеназванных причинам в 1980-е годы была разработана модель профилактики психических заболеваний, которая впоследствии получила свое признание так же в отношении многих других нарушений поведения. В отличие от биомедицинской модели, в ней детализировано звено первичной профилактики – сделан акцент на «предболезненных» состояниях и важной роли поведения человека в формировании болезни (
Gordon, R. (1983) An Operational Classification of Disease Prevention. Public Health Reports, 98, 107-109). Эта модель стала результатом длительной дискуссии множества клиницистов на страницах американских психиатрических периодических изданий. На этой модели сегодня основаны методические документы Всемирной организации здравоохранения, посвященные профилактике негативных явлений в подростковом поведении, например, – наркомании, суицидального поведения и т.д.
Модель включает в себя три звена профилактики (которые, по мнению многих авторов, в совокупности относятся к первичному звену профилактики в общемедицинском смысле). Применительно к тематике подростковой девиантности модель выглядит следующим образом.
Универсальная профилактика (Universal prevention) направлена на
всю подростковую и молодежную субпопуляцию и может ставить своей целью: формирование мотивации к здоровому образу жизни, укрепление психического здоровья, информирование о вреде тех или иных видов поведения «риска», формирование политики средств массовой информации в сфере общественного здравоохранения, повышение доверия к профессиональной помощи в сфере охраны физического и психического здоровья и т.д. Самое неспецифическое звено профилактики, то есть несвязанное с какой-то конкретной проблемой, а направленное на формирование устойчивости к рискам для здоровья в целом.
Селективная профилактика (Selective prevention) адресована представителям групп «риска», для которых
характерен высокий уровень переживаемого стресса, но без специфических признаков какого-то поведенческого расстройства. Другими словами, их высокий уровень стресса может выражаться в самых разных девиациях. Такими группами риска могут быть, например:
- учащиеся, состоящие на внутришкольном учете или учете в КДН,
- дети, перенесшие травму или жестокое обращение,
- дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения,
- подростки, относящие себя в каким-то контр-культурам,
- подростки, вероятно употребляющие алкоголь и табак,
- учащиеся с низкой успеваемостью,
- дети семей мигрантов и т.п.
Селективная профилактика, в отличие от универсальной, направлена на конкретные группы риска внутри молодежной и подростковой субпопуляции. Идея селективной профилактики состоит в том, что поведение «риска» происходит преимущественно в результате психологических или жизненных проблем, с которыми подросток не может справиться самостоятельно. При этом поведенческие нарушения являются индикатором высокого уровня стресса. Таким образом, цель селективной профилактики – раннее выявление психологических или жизненных проблем подростка и оказание профессиональной помощи до того, как они приведут к серьезным поведенческим нарушениям.
Индикативная профилактика (Indicated prevention) нацелена на
уязвимые группы или лиц, не просто с высоким уровнем стресса, а со специфическими признаками какого-то конкретного поведенческого расстройства. Её смысл состоит в раннем выявлении лиц с выраженными признаками поведения «риска» и своевременном оказании им профессиональной помощи, в первую очередь, психологической.
Важно подчеркнуть, что индикативная профилактика, в отличие от предыдущих звеньев, направлена на представителей групп риска, которые имеют выраженные признаки поведенческих нарушений, но все-таки еще не имеющих статуса больных, с точки зрения медицины. К таким могут относится, например, наркопотребители, не имеющие клинических признаков наркомании, с точки зрения врача. Они не попадают в статистику заболевших, но для них в учетной форме №37 «Сведения о пациентах, больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями» предусмотрен раздел — «Профилактический учет».
У подростков, попадающих в это звено профилактики, могут появляться характерные изменения: резкое снижение успеваемости, сужение круга интересов, безразличие или наоборот агрессия к родителям, потеря интереса к привычному кругу друзей и социальному окружению, алкогольные и токсические эксцессы и пр. Такие молодые люди часто попадают на прием к специалистам или в профилактические программы не самостоятельно – их приводят родители, друзья, направляют работники системы образования или правоохранительных органов. Это важное замечание подчеркивает то обстоятельство, что сами молодые люди на этом этапе зачастую уже чувствуют себя «исключенными» из общества. От их социального окружения, от специалистов, осуществляющих профилактические мероприятия, требуются особые усилия по формированию у молодого человека мотивации к полноценной жизни. В отличие от селективной, цель индивидуальной профилактики состоит не просто в краткосрочной социально-психологической коррекции поведения, а в вовлечении подростка в долгосрочную работу, которая включает в себя комплексный анализ различных аспектов его жизни и работу с его ближайшим социальным окружением – родителями, братьями и сестрами, и значимыми сверстниками. Такая стратегия работы в документах системы образования обычно носит название индивидуальной профилактической работы (ИПР).