6. Исследования в системе профилактики

1. Зачем нужны исследования


Методы эмпирического исследования социального поведения — это в своей основе естественнонаучные методы. Человек изучается как биологическое существо, представитель популяции. Скажем, в условиях несбалансированного рынка при изучении потребительского поведения в отношении продуктов питания применяются те же методы, что и при изучении биологического поведения, например, северного оленя в условиях дефицита ягеля (социально-маркетинговое исследование).

Первоначальное эти методы получили применение и развитие в эпидемиологии. При изучении распространения инфекционных заболеваний выяснилось, что эти болезни передаются в полном соответствии с социальной динамикой (плотностью населения, характером контактов, каналами коммуникации и т.д.). Еще в XIX веке было осознано, что распространение по территории инфекционных заболеваний хорошо отражает существующие социальные структуры и процессы. К 30-м годам XX века подобный подход стал мощным эвристическим инструментом, широко применявшимся для анализа социально-структурных факторов развития неинфекционных заболеваний (онкологических, туберкулеза, диабета, инфаркта миокарда — рассматривавшихся в те времена как психосоматические). Анализ распространения инфекционных заболеваний по социально-структурным переменным получил название аналитической эпидемиологии.

Существуют два вида эмпирических исследований параметров поведения:
1. Теоретически ориентированные социальные исследования. Их цель — количественное определение, выяснение отношений между категориями в рамках теоретических моделей среднего уровня.
2. Исследования, ориентированные на прикладные задачи. Их цель — оценка адекватности и количественное определение параметров фактически бытовых социологических теорий. Другими словами, когда мы слышим про исследование «без теории», это означает, что в его основе лежит донаучная бытовая теория. Однако без вербального описания, т.е. эксилицитирования такой донаучной теории невозможно определить программу исследования, подготовить первичные документы исследования. Необходимо подчеркнуть, что не бывает исследований без лежащих в их основе теоретических моделей, пусть даже и донаучных.

Исследования необходимы, когда для достижения целей профилактики не хватает какой-то существенной информации. Можно выделить три ситуации, когда используются исследования:
  • В рамках профилактического проекта на этапе обобснования его целей и задач;
  • В рамках профилактического проекта на этапе оценки его результатов;
  • Вне рамок непосредственной профилактической работы, когда тем не менее требуется систематический сбор накопление данных по какой-то проблеме. Такие данные могут выступать предметом вторичной обработки и использоваться целях профилактики неопределенным кругом исследователей и авторов различных профилактических проектов. В качестве примера таких исследований можно привести мониторинговые исследования в сфере психологического благополучия молодежи: российское социально-психологическое тестирование (СПТ), европейский проект ESPAD или американский «Мониторинг будущего».
Грамотно спланированное исследование отнимает меньше сил, оно представляет собой такую же культурную ценность, как картина, статуя, кинофильм. Западные исследования по основным сферам социологии, выполненные с 50-х годов в рамках современной методологии, до сих пор в научном обороте, их результаты используют, пересчитывают, заново анализируют. По всем фундаментальнам социальным процессам имеется исторический тренд, то есть данные, которые были получены в 50-е годы и которые в 90-е годы уже не получить.

Исследование — сложная и дорогая часть профилактической работы, настолько, что среди специалистов давно существует дискуссия, стоит ли вообще тратить на них ресурсы, или достаточно использовать интуитивные представления о проблеме, чтобы заниматься профилактикой? Планирование исследования — это искусство определения оптимальной степени требуемой полноты и надежности получаемых результатов с учетом того, что любое усложнение исследовательского плана неизбежно влечет за собой дополнительные финансовые и прочие затраты. Поэтому при планировании исследований следуют формальной процедуре, которая описана ниже.

2. Теоретическая модель исследования


В основании любого исследования лежит еоретическая модель, даже когда сами авторы исследования этого не осознают. И даже в обычной бытовой ситуации, когда мы, например, спрашиваем в незнакомом городе, как пройти в библиотеку, мы можем выделить следующие элементы теоретической модели:

  • Решаемая проблема — противоречие между тем, что мы находимся в пункте А, а нам надо находиться в пункте Б.
  • Следствие проблемы — мы находимся пока вдали от библиотеки.
  • Метод решения противоречия — получаение нформации с помощью опроса прохожих.
  • Выборка (в данном случае это же и объект) исследования — люди, которые могут знать путь до библиотеки. Причем интуитивно мы, скорее всего, будем выбирать для опроса людей, которые выглядят как местные жители, а не туристы.
  • Главный факторнашей проблемы — отсуствие у нас знания о месте нахождения библиотеки.
Гипотез исследования — то есть, связь между фактором и решаемой проблемой: кто-то из нашей выборки знает правильный путь. В нашем простом случае — это же и предмет нашего исследования.

Перечисленные выше понятия — это элементы теоретической модели, которую ВСЕГДА можно выделить в любом исследовательском или профилактическом проекте. Графически теоретическую модель исследования можно представить следующим образом:
В центре рисунка — решаемая проблема. Снизу от нее — факторы, которые определяют ее состояние. А сверху —следствия проблемы, то, в чем она выражается, то, что мы хотели бы устранить. А стрелочки — связи между проблемой, факторами и ее следствиями — это гипотезы, силу которых и проверяет любое исследование.
Объект нечто физическое, объективно существующее, несёт в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию (индивид, группы людей, общности). Исследование может включать в себя не одну выборку, а несколько, Тогда все они являются объектом исследования.
Предмет – наиболее значимые с теоретической и практической точек зрения свойства объекта, которые наиболее выпукло отражают выявляемые нами противоречия.
The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Факторы и последствия, которые могут быть включены в исследование, могут формулироваться в результате обзора литературы по теме, предложений экспертов или содержаться в уже готовых стандартизированных шкал.
Результатом теоретического моделирования исследования становится перечень вопросов, на которые оно должно ответить, их еще называют программными вопросами. Важно отметить, что это не вопросы анкеты или какого-то конкретного исследовательского метода! Это вопросы, для которых еще предстоит подобрать адекватные исследовательские процедуры. Каждое исследование строится на одном перечне программных вопросов, но для сбора информации по ним может использоваться множество исследовательских методов. По этим же программным вопросам в итоге формулируются выводы по результатам исследования.

Пример программных вопросов для исследования наркопотребления среди подростков может выглядеть так (а может и иначе, в зависимости от поставленных заказчиком задач, особенностей конкретной ситуации и имеющимися ресурсами для проведения исследования):

Вопросы о последствиях

  • Обращаемость за медицинской помощью
  • Проблемы с успеваемостью и посещением школы
  • Приводы в полицию в связи с наркотиками
  • Преступления, связанные с наркотиками
  • Проблемы в отношениях с родителями
  • Проблемы в отношениях со сверстниками
  • Проблемы в отношениях с романтическим партнером или в семье

ВОПРОСЫ О ПРОБЛЕМЕ

  • Значимость проблемы наркомании среди других социальных проблем региона
  • Уровень и структура наркопотребления среди молодежи области

Вопросы о факторах

  • Причины распространения наркомании;
  • Факторы, способствующие и препятствующие наркопотреблению
  • Доступность наркотиков, места их приобретения
  • Отношение молодежи к проблеме наркопотребления
  • Возраст и обстоятельства первой пробы наркотиков
  • Позитивные и негативные мотивы и установки на употребление наркотиков

Обратим внимание, что вопросы о проблеме (а их в исследовани обычно немного) вопросы отражают результирующую переменную теоретичекой модели, а все остальные вопросы отражают факториальные переменные, то есть определяющие состояние проблемы.

Например, рассматривая подростковое курение, в качестве результирующих переменнных мы могли использовать виды сигарет или курительных смесей и частоту курения, а в качестве факториальных переменных: обстоятельства куриения — в компаниях или по-одиночке, где они покупают сигареты, за счет каких средств, хотят ли прекратить курение, насколько осведомлены о курении подростков их родители и учителя, какие методы они используют для профилактики курения, есть ли какие-то нормы, регламентирующие курение в школах и других местах, как относятся учащиеся, их родители и администрация учебного учреждения к возможности реализации антитабачной профилактической программы и т.п.

Смысл любого исследования состоит выдвижении и проверке гипотез — то есть силы связей между результирующей и факториальными переменными теоретической модели. Без теоретической модели и цели проверки конкретных гипотез исследование рискует получиться бесполезным. Исключение могут составлять только предмет исследования по которому вообще нет никакого предварительной информации, и тогда задача стоит в том, чтобы получить хоть какие-то первичные данные, чтобы потом по ним построить модель и провести полноценное исследование.

3. Основные методы исследований в поведенческих науках


Ниже приведен перечень основных методов исследований, используемых в поведенческих науках. Методы ранжированы от наименее формализованных и индивидуальных внизу, до наиболее формализроованных и массовых вверху. Методологической базой всех методов исследования в поведенческих науках выступает клиническое интервью. Остальные методы вытекают из него путем формализации тех или иных элементов базовой исследовательской процедуры.
Нельзя сказать, что какой-зто из этих методов лучше или хуже. На следующих занятиях этого модуля будут обсуждаться выгоды и ограничения применения этих методов, их применимость в различных ситуациях и для задач профилактики:
  • Социально-статистическое исследование
  • Социологические опросы, опросы представителей групп риска
  • Психологические и социально-психологические тесты
  • Эксперимент
  • Наблюдение
  • Полуструктурированное интервью (индивидуальное, групповое, фокус-группа)
  • Клиническое интервью