1. Зачем нужны исследования
Методы эмпирического исследования социального поведения — это в своей основе естественнонаучные методы. Человек изучается как биологическое существо, представитель популяции. Скажем, в условиях несбалансированного рынка при изучении потребительского поведения в отношении продуктов питания применяются те же методы, что и при изучении биологического поведения, например, северного оленя в условиях дефицита ягеля (социально-маркетинговое исследование).
Первоначальное эти методы получили применение и развитие в эпидемиологии. При изучении распространения инфекционных заболеваний выяснилось, что эти болезни передаются в полном соответствии с социальной динамикой (плотностью населения, характером контактов, каналами коммуникации и т.д.). Еще в XIX веке было осознано, что распространение по территории инфекционных заболеваний хорошо отражает существующие социальные структуры и процессы. К 30-м годам XX века подобный подход стал мощным эвристическим инструментом, широко применявшимся для анализа социально-структурных факторов развития неинфекционных заболеваний (онкологических, туберкулеза, диабета, инфаркта миокарда — рассматривавшихся в те времена как психосоматические). Анализ распространения инфекционных заболеваний по социально-структурным переменным получил название аналитической эпидемиологии.
Существуют два вида эмпирических исследований параметров поведения:
1. Теоретически ориентированные социальные исследования. Их цель — количественное определение, выяснение отношений между категориями в рамках теоретических моделей среднего уровня.
2. Исследования, ориентированные на прикладные задачи. Их цель — оценка адекватности и количественное определение параметров фактически бытовых социологических теорий. Другими словами, когда мы слышим про исследование «без теории», это означает, что в его основе лежит донаучная бытовая теория. Однако без вербального описания, т.е. эксилицитирования такой донаучной теории невозможно определить программу исследования, подготовить первичные документы исследования. Необходимо подчеркнуть, что не бывает исследований без лежащих в их основе теоретических моделей, пусть даже и донаучных.
Исследования необходимы, когда для достижения целей профилактики не хватает какой-то существенной информации. Можно выделить три ситуации, когда используются исследования:
- В рамках профилактического проекта на этапе обобснования его целей и задач;
- В рамках профилактического проекта на этапе оценки его результатов;
- Вне рамок непосредственной профилактической работы, когда тем не менее требуется систематический сбор накопление данных по какой-то проблеме. Такие данные могут выступать предметом вторичной обработки и использоваться целях профилактики неопределенным кругом исследователей и авторов различных профилактических проектов. В качестве примера таких исследований можно привести мониторинговые исследования в сфере психологического благополучия молодежи: российское социально-психологическое тестирование (СПТ), европейский проект ESPAD или американский «Мониторинг будущего».
Грамотно спланированное исследование отнимает меньше сил, оно представляет собой такую же культурную ценность, как картина, статуя, кинофильм. Западные исследования по основным сферам социологии, выполненные с 50-х годов в рамках современной методологии, до сих пор в научном обороте, их результаты используют, пересчитывают, заново анализируют. По всем фундаментальнам социальным процессам имеется исторический тренд, то есть данные, которые были получены в 50-е годы и которые в 90-е годы уже не получить.
Исследование — сложная и дорогая часть профилактической работы, настолько, что среди специалистов давно существует дискуссия, стоит ли вообще тратить на них ресурсы, или достаточно использовать интуитивные представления о проблеме, чтобы заниматься профилактикой? Планирование исследования — это искусство определения оптимальной степени требуемой полноты и надежности получаемых результатов с учетом того, что любое усложнение исследовательского плана неизбежно влечет за собой дополнительные финансовые и прочие затраты. Поэтому при планировании исследований следуют формальной процедуре, которая описана ниже.