2. Стресс и резистентность

1. Концепт стресса


Понятие стресса является не менее сложным, чем понятия здоровья и болезни, оно имеет такую же значительную историю своего изучения в медицинских и поведенческих науках. Еще знаменитый персидский учёный, философ и врач Авиценна (Ибн Сина, 980-1037 гг.) однажды провел эксперимент, суть которого состояла в том, что двух ягнят одного помета поместили в две разные клетки, причем кормили, ухаживали за ними строго одинаково. Но один из ягнят мог видеть клетку, в которой находился волк. В начале эксперимента оба ягненка имели приблизительно одинаковый вес и вид. Через некоторое время тот ягненок, который не видел волка, был бодрым и упитанным. Другой же, видевший волка постоянно, был худым, подавленным, малоподвижным, его шерсть имела нездоровый вид. А через некоторое время он умер. Этим экспериментом Авиценна показал связь между хроническими негативными эмоциональными переживаниями и состоянием здоровья, перенося свои выводы и на человека.

Здесь мы коснемся только нескольких наиболее значимых моделей стресса, чтобы продемонстрировать общий ход развития этого концепта, которое продолжается до их пор (подробнее см. Гурвич, 1999, сс. 65-107).
Как уже говорилось на предыдущих занятиях, неинфекционное заболевание может быть результатом действия многих факторов: с одной стороны – негативных обстоятельств, в которых оказался человек, а с другой стороны, – возможностям внутренних ресурсов человека противостоять этим негативным обстоятельствам. Все эти внутренние и внешние факторы, одновременно влияющие на состояние здоровья, в поведенческих науках получили специальное название – стресс, который стал считаться главным предиктором не только хронических заболеваний, но и вообще всех видов поведения, нарушающих те или иные социальные нормы. Соответственно, снижение уровня стресса – стало главной целью профилактики хронических заболеваний и любых видов девиантного поведения.

2. Психофизиологическая модель стресса


Уолтер Кэннон (Walter Cannon) (1871 — 1945) — американский физиолог , профессор и заведующий кафедрой физиологии Гарвардской медицинской школы широкой публике известен тем, что в 1915 году он ввел термин «бей или беги» для описания реакции животного на угрозы в работе «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости: отчет о недавних исследованиях функции эмоционального возбуждения». В этой своей работе Кэннон утверждал, что не только физические чрезвычайные ситуации, такие как потеря крови из-за травмы, но и психологические чрезвычайные ситуации, такие как конфликты между представителями одного вида, вызывают выброс адреналина, нонадреналина и кортизола в кровоток.
В 1932 году в своей книге «Мудрость тела» предложил термин гомеостаз как название для «координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма». Например, адреналин, воздействия на различные органы, выполняет различные адаптивные функции, поддерживает гомеостаз в организме в опасной ситуации. В скелетных мышцах конечностей адреналин расслабляет кровеносные сосуды, что увеличивает местный кровоток. Адреналин сужает кровеносные сосуды в коже и минимизирует потерю крови от физической травмы. Адреналин также высвобождает ключевое метаболическое топливо, глюкозу, из печени в кровоток и т.д.

Ганс Селье (Hans Selye) (1907 — 1982) – канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения. Разрабатывал гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор, например, инфекция, обладает пусковым действием, включающим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации (температура, слабость, потеря аппетита). В 1936 году в престижном журнале Nature опубликовал небольшую статью «Синдром, вызванный различными вредоносными агентами».
Свои первоначальные выводы, сделанные в области биохимии, Селье, вслед за Уолтером Кэнноном, перенес и на принципы развития психофизиологического стресса, рассматривая его как ответ на любые предъявленные организму требования: с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с нею можно справиться двумя типами реакций – а) активной, или борьбы, и б) пассивной, в виде бегства от трудностей или готовности терпеть их. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.
Селье не вкладывал в стресс психологического смысла: не имеет значения, является ли стрессор приятным (удовольствие) или нет (отчаяние), его эффект зависит от «интенсивности требования», предъявляемого к «адаптивной способности» организма, изначально подразумевая только гуморальные реакции организма.

Селье описал стадии, характеризующие синдром стресса или общий адаптационный синдром. Он развивается в три последовательные стадии, для которых описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании:
  • изначально «реакция тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы; это стадия появления острых проявлений;
  • затем наступает «стадия сопротивления», которая отражает полную адаптацию к стрессору;
  • и, наконец, «стадия истощения»; характеризуется угнетением органических функций.

В 1956 году была опубликована работа Селье, которая вскоре сделала его знаменитым, «Стресс жизни», где он писал: «Идея концепции стресса и общего адаптационного синдрома пришла мне в голову в 1925 году, когда я изучал медицину в Пражском университете. […] Я напичкал себя максимальным количеством теоретических знаний и горел энтузиазмом по отношению к искусству исцеления […]. Что поразило меня, как новичка, так это то, что, по-видимому, очень мало симптомов характеризовали каждую болезнь; […] Я не мог понять, почему с самого начала истории медицины врачи сосредоточивали все свои усилия на распознавании отдельных болезней и открытии конкретных средств, не уделяя никакого внимания чему-то более очевидному: «синдрому простого факта болезни». Возможно ли проанализировать этот «общий синдром болезни» и, возможно, даже найти средства, способные воздействовать на неспецифический(е) фактор(ы) болезни?»

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс. В отличие от кратковременного стресса, эволюционный адаптивных смысл которого состоит в мобилизации организма в опасной ситуации, Селье выделял длительный стресс, который действует на организм угнетающе.
Селье на протяжении всей своей карьеры определял различные компоненты, которые участвуют в установке и развитии стресса, в результате чего сформулировал концепцию «адаптивной энергии» — некоего объема адаптационных возможностей организма, которая определяет и ожидаемую продолжительность жизни. В развитии своей мысли он ориентировал свои размышления на «эволюцию межклеточного альтруизма» во время эмбриогенеза с «сообществами по интересам».

3. Медицинская модель стресса


Гарольд Вольф (Harold Wolff) (1898-1962) выдвинул модель “стресса и болезни” (1953), которая опирается на связь социальных изменений с изменением паттернов психосоматических заболеваний. В современной (для автора) американской культуре источниками стресса выступают индустриализация и сопровождающие ее социальные перемещения, конфликт в связи с конкуренцией за социальные блага, изменения в структуре семьи и внутрисемейных отношениях.

Болезнь рассматривается как реакция на угрозу со стороны социального окружения. Это окружение интерпретируется в культуральных измерениях. Порождаемое культурой давление инициирует тревогу, отражающую восприятие индивидом культурально приемлемых способов разрешения тревоги. Эти способы нарушаются при разрушении традиционной социальной структуры.
Реакция индивида на культуральное давление носит символический характер и детерминирована, наряду с его конституционально-генетическими особенностями, прошлым социальным опытом переживания угрозы и конфликта, в том числе и полученным путем научения в родительской семье:
  • Социальный стресс оказывает повреждающее воздействие только благодаря своему символическому характеру. Т.е. сами по себе социальные факторы стрессогенного влияния не имеют, если они не имеют соответствующего значения для индивида.
  • Хронический стресс предшествует болезни.
  • Одно заболевание может иметь много социальных и психологических причин, а одна социальная или психологическая причина может привести к разным заболеваниям.
  • Реакция на стресс малоспецифична и относительно предсказуема только для крайне ярко выраженных личностных типов.

В понимании Wolff психосоматическая болезнь охватывает чрезвычайно широкий круг болезненных проявлений, включая и инфекционные заболевания. Анализируя исторические тренды в изменении паттернов болезней, Wolff впервые обратил внимание на рост заболеваемости туберкулезом и менингококковым менингитом в периоды социальных кризисов, связав этот рост с уменьшением резистентности организма к инфекционному агенту. В исследовании боевого стресса в период Второй мировой войны автор показал значение антиципации угрозы, в исследовании ветеранов корейской войны – значение фактора деморализации, в анализе данных о медицинских последствиях блокады Ленинграда – влияние разрыва значимых межличностных отношений. Модель “стресса и болезни” легла в основу подавляющего большинства современных эмпирических социально-психологических исследований стресса.

Модель влияния социально-психологических факторов на здоровье D.Gentry a. S.Kobasa (1984), обобщающую современные представления о механизмах этого воздействия. Риск для здоровья подвержен взаимовлиянию факторов психосоциальной чувствительности и резистентности, которые взаимодействуют и на социальном, и на психологическом уровнях жизненного опыта индивида. При дисбалансе возникает высокая нагрузка на чувствительность со снижением резистентности. Резистентность представлена тремя видами переменных – твердостью, опытом преодоления и социальной поддержкой, выполняющими функции медиаторов для вероятности развития болезни при воздействии стресса.
На уровне индивида модель включает в себя биологическую чувствительность и резистентность, например конституциональную предиспозицию и физические упражнения. Большинство медиаторов отношений стресс–болезнь также существует на уровне индивида. Это – перцепции, аттитьюды и стили преодоления. Действие социальных факторов – непрямое и заключается главным образом в усилении или облегчении использования психологических ресурсов.

Примеры медицинских моделей резистентности к стрессу


Концепция резистентности к стрессу как эшелонов защиты K. Menninger (1954)

________________________________________________________________________________________

ЗДОРОВЬЕ (приспособление)


1. Осознание стресса. Прорыв первой линии обороны приводит к таким видам поведения, как сверхнастороженность, гиперэмоциональность, обсессии и др.
2. Уход и диссоциация, смещение (предрассудки), замещение (в том числе и магия, гадания, обращение к целителям)
3. Формирование невротической симптоматики (бессонница, головная боль, дискомфорт в области внутренних органов, повышенная раздражительность, реактивность)
4. Аддиктивное поведение (зависимое): алкогольная, наркотическая, переедание
5. Психопатии – личностное расстройство, препятствующее нормальному функционированию человека или патологическое заострение личностных черт
6. Функциональные психозы, т.е. обратимые психотические состояния, возникающие под влиянием разных причин, в том числе и эндогенных, но при отсутствии органических нарушений
7. Органический характер психических расстройств
8. Смерть

БОЛЕЗНЬ (дезинтеграция)


________________________________________________________________________________________


«Работа горя» Erich Lindemann

Синдром острого горя – набор характерных признаков психологической и соматической симптоматики, возникающий сразу же или отсрочено после какого-либо кризиса, чрезвычайной ситуации. Развитие (каждый этап длится от 1-2 недель до 2-3 месяцев):
  1. Неверие в случившееся.
  2. Осознание реального факта утраты – острая фаза (слезы и т.д.).
  3. Стадия поисков. Человек приходит на место катастрофы или на могилу. Нет полного ощущения утраты.
  4. Примирения. Латентная фаза, когда вызревают новые механизмы поведения.
  5. Компенсаторная фаза или фаза девиантного поведения. Человек старается быть больше вне дома. Компенсирует известными видами поведения (пьянство, измены и т.д., но понимает, что нет успокоения).
  6. Фаза интеграции – адекватная компенсация (потеря мужа – новый брак).
«Работа горя» заключается в том, что надо помочь человеку пройти эти фазы (около 1 года). Если работа горя проделана неадекватно, человек застревает на какой-то фазе.
Антиципация горя. Например, жены, мужья которых воюют или работают в опасных профессиях, живут всегда в ситуации предвосхищения утраты. Это морально очень тяжело. Они проделывают работу горя при живом муже. Важна семейная реабилитация.


«Работа горя» Элизабет Кюблер-Росс

Стадии осознания больным смертельного диагноза – необходимость организации взаимодействия с пациентом соответственно этим этапам
  1. Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось. Ходит по врачам перепроверяя диагноз либо не верит врачам вообще.
  2. Гнев (протест). Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям. «Почему это случилось именно со мной?» «Как это могло произойти?».
  3. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Резкое сужение жизненного горизонта человека. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом. Обращение к богу, мистике.
  4. Депрессия. Человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, он перестает бороться, избегает своих привычных друзей, оставляет свои обычные дела, закрывается дома и оплакивает свою судьбу. В этот период у родственников возникает чувство вины.
  5. Принятие. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы, несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».

4. Инженерная модель стресса


История развития психологии здоровья во многом связана с развитием организационной психологии, которая решала задачи повышения производительности труда на крупных предприятиях.

Проблемы на предприятиях, решаемые психологами: абсентеизм (прогулы, опоздания), брак, производственные травмы, хищения и порча имущества, простудные заболевания, индустриальный алкоголизм, индустриальные неврозы, алкоголизация и психосоматические заболевания, конфликты и забастовки, консультирование руководителей по вопросам карьеры, участие в подборе кадров на высшие руководящие должности, мотивирование персонала.

Одним из первых крупных проектов в этой сфере считается знаменитый Хоторнский эксперимент, который был проведен в США в 1930-х годах. Это была серия масштабных исследований, многих тысяч рабочих и руководящего звена крупных предприятий, в ходе которых было доказано, что кроме физических условий среды на производительность труда влияют психологические факторы, в частности социально-психологический климат в коллективе. Были получены достоверные данные о связи, например, социального стресса с производственным травматизмом или уровнем «простудных» (острых респираторных) заболеваний. Хоторнский эксперимент положил начало изучению стресса в организационном поведении, что в дальнейшем во-многом стало основой для развития профилактических программ в сфере здоровья.

В конце 1950-х годов на основании результатов серии обследований здоровья работников предприятий космической промышленности в США была разработана инженерная модель стресса. Модель основана на ролевой концепции личности, которая утверждает, что люди ведут себя в соответствии с ролевыми ожиданиями, определяемыми статусами внутри организации. При этом в процессе ролевого взаимодействия могут складываться три основные ситуации, которые приводят к высокому уровню организационного стресса:
  • Ролевой конфликт (человек выполняет одновременно несколько ролей, и они противоречат друг другу или несовместимы. Чаще других ролевой конфликт переживают менеджеры нижнего звена, которые вынуждены одновременно подчиняться распоряжениям начальства и в требования рядовых специалистов организации, например, мастера производства);
  • Ролевая неопределенность (отсутствуют четко структурированные ролевые ожидания. В такой позиции оказываются специалисты на должностях с «размытым» функционалом, например, к таким относятся креативный директор, директор по развитию и т.д.);
  • Ролевая перегрузка (когда к работнику предъявляется требований больше, чем можно реально физически выполнить. Чаще других ролевой перегрузке подвержены руководители организаций и подразделений, особенно в периоды нестабильности).
Можно сказать, что перечисленные три ситуации отражают центральные организационные переменные, от которых зависят все другие социально-психологические показатели в коллективе – организационный климат, эмоциональное выгорание, взаимодействие между руководством и подчиненными, отношения между коллегами, стратегии преодоления конфликтов, удовлетворенность сотрудников от работы и многие другие. Во многом именно на основании этих трех параметров организационного поведения развивались и до сих пор работают методики диагностики и профилактики стресса в организациях.


Примеры инженерных моделей резистентности к индустриальному стрессу


Модель резистентности к индустриальному стрессу Дж. Хакман и Е. Лоулер (Hackman, Lawler, 1971)


Наличие этих элементов в организации труда защищает от стресса, недостаток – нарушает психическое здоровье.
1. Личная ответственность за результаты труда. Сопровождается чувством индивидуального успеха и повышением самооценки.
2. Автономия. При высокой работники переживают результаты своих усилий как успех или неудачу, при низкой — приписывают успех и неудачу или характеристикам работы, или другим работникам.
3. Внутренняя субъективная значимость результатов труда. Чем успешнее усилия, и удается применять свои умения и способности, тем у работника более позитивное восприятие себя.
4. Обратная связь от производственной задачи (идентичность задачи, возможность работника оценить результаты своего труда).
5. Обратная связь от других (личностная идентичность, т. е. способность работника сформировать адекватную самооценку по оценкам результатов труда со стороны других).
6. Степень, в которой выполнение данной работы требует контактов с другими.
7. Возможности установления неформальных дружеских связей с другими.


Модель профессионального выгорания, К. Маслач и С. Джексон (1978)


Профессиональное выгорание – это особое психологическое состояние, главной чертой которого является обесценивание в глазах человека основных профессиональных ценностей своего труда. Выгорание связано с переживанием профессиональной перегрузки как фактора стресса. Сам термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году.
Тест на эмоциональное выгорание создан американскими исследовательницами К. Маслач и С. Джексон в 1978 году на основании их многофакторной теории выгорания, которая включает в себя оценку характера рабочей нагрузки, уровень поддержки со стороны руководства и коллег, режима труда и отдыха, соответствия содержания работы внутренним целям и т.д.
По итогам исследования человек получает оценки по трем шкалам-стадиям формирования стресса:
  • Эмоциональное истощение: сниженный эмоциональный тонус, утомляемость, резкие перемены настроения, утрата позитивных впечатлений.
  • Деперсонализация: эмоциональное отстранение от окружающих, замкнутость в себе, безразличие, формальное выполнение профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания.
  • Редукция профессиональных достижений: неудовлетворенность собой как личностью и как профессионалом. Негативная оценка своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденция к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Резистентность к стрессу формируется по этим же факторам в обратном порядке: путем формирования ценности профессиональных достижений, эмоциональной включенности и, что приводит в итоге к преодолению эмоционального истощения.

5. Психологические модели стресса


Создание наиболее общепсихологической модели стресса, учитывающей роль и эмоциональных, и когнитивных механизмов в его формировании, во многом связано с именами американских психологов Ричарда Лазаруса (1922 – 2002) и его предшественницы – Магды Арнольд (1903 – 2002). Лазарус исходил из понимания связи стресса и эмоций, развитого M.Arnold (1967). В своих исследованиях они исходили из того, что стресс – это эмоциональная реакция, которая, однако, она не существует вне когнитивных процессов, без интеллектуальной оценки угрозы. Стресс возникает, если мы воспринимаем что-то в окружающей действительности как угрозу. Восприятие угрозы обусловлено двумя этапами оценки:
  • а) первичная (эмоциональная) оценка – непосредственная оценка объективных характеристик угрожающего события (например, летящий на нас автомобиль или расставание с партнером и т.д.);
  • б) вторичная (когнитивная) оценка – оценка человеком своей способности избежать угрозы (например, возможность избежать столкновения с автомобилем или вероятность найти другого партнера получше).
При этом важно отметить, что если вторичная оценка показывает, что шансы преодоления угрозы высоки, то несмотря на любой уровень первичной оценки, реакции стресса не возникнет! Эту модель стресса сам Лазарус называл транзактной, имея в виду, что стресс всегда возникает на грани взаимодействия внутреннего мира человека с его социальным окружением, которое определяет когнитивный и эмоциональный контекст переживания стрессового события.

Концепция преодоления стресса Р. Лазаруса (концепция копинг-стратегий) (Р. Лазарус «Psychological Stress and Coping Process», 1966) включает в себя набор копинг-действий, которые разделены на две группы:
  • А) Проблемно фокусированное (работа с проблемой, направленная на её решение) — это сбор информации, управление временем, планирование, соблюдение предписаний врача, планов и т.д. (всего 11 копинговых действий);
  • Б) Эмоционально фокусированное (работа с отношением к проблеме на уровне снятия негативных эмоций). Это – юмор, релаксация, религия, поддержка алкоголизации, социальное сравнение, сосредоточивание на положительных сторонах и т.д. (всего 62 копинговых действия).

Среди прочих наиболее известных психологических моделей резистентности к стрессу можно выделить следующие.

Концепция позитивного психического здоровья Мarie Jahoda (1958), котоаря выделяла критерии психологического здоровья: аттитьюд к «Я», рост, развитие и самоактуализация, личностная интеграция, автономия, восприятие реальности, мастерство и компетентность в отношении окружения.

Индикаторы психического здоровья, S. Kasl (1974): отражающие социологическую ориентацию – выполнение социальной роли (отсутствие госпитализации, оставления работы или супруги и пр.); отражающие психологическое благополучие – позитивный я-образ и устойчивая я-концепция; отражающие гуманистическую ориентацию –самоактуализация в реальной деятельности; Отсутствие патологии.

Цикл исследований “твердости” — личностного стиля резистентности к стрессу S.Kobasa, Maddi и другие (1979) продемонстрировал структуру установок и умений, способствующих превращению ситуации стресса в ситуацию проявления своих возможностей. Твердость как способность сопротивляться стрессу, рассматривается в трех аспектах: с точки зрения эмоционально-волевой сферы, с точки зрения когнитивной сферы и как открытость новому опыту, соответственно:
  • вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он чувствует свою значимость, ценность;
  • контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно, и успех не гарантирован, а противоположность этому — ощущение собственной беспомощности, неспособность планировать свои действия, чтобы контролировать ситуацию;
  • принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что всё то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Этот компонент позволяет личности оставаться открытой окружающему миру и принимать происходящие события как вызов и испытание.

6. Модель «стресс-диатез»


Биопсихосоциальная модель включает в себя некоторую общую теоретическую модель этиологии болезней, получившую название модели «Стресс-диатез». Все факторы внешнего социального окружения операционализируются в этой модели под рубрикой стресса. Само воздействие стресса очень редко выступает собственно причинным (этиологическим) фактором конкретной болезни или группы болезней. Для проявления патогенного эффекта стресса необходимо соответствующее состояние индивида — т.н. «диатез».
Факторы, повышающие чувствительность личности к болезни, подразделяют на: факторы предиспозиции и преципитации.
Модель поступлирует следующие тезисы, которые являются развитием биопсихосоциальной модели Engel.
  • Нельзя объяснить болезнь только биологическими факторами.
  • Стресс — психосоциальный фактор, опосредованный восприятием и оценкой стрессового события.
  • Взаимодействие психосоциальных факторов с диатезом (предрасположенностью) объясняет и локализует причины заболевания.

7. Источники и факторы социально-психологического стресса


В психологии здоровья концептуализируют следующие виды источников стресса:
  1. Поло-ролевые факторы (мужские и женские социальные роли).
  2. Возраст и жизненный цикл (возрастные кризисы)
  3. Семейная структура (семейные факторы риска, здоровье как способность создать и поддерживать семью)
  4. Факторы детского и подросткового возраста (подростковая девиантность)
  5. Организационные (индустриальные) факторы (физические и психологические условия труда, карьера)
  6. Социально-экономический статус (принадлежность к определенной страте соответствует статусу здоровья).
  7. Культуральные нормы (определяют стандарты здоровья и поведения, связанного с болезнью, этнические, религиозные нормы).
  8. Территориальные факторы (идентичность с общностью, специфические факторы территории)
  9. Социальные изменения (экономические подъемы и спады, политические изменения влияют за уровень заболеваемости)
  10. Географическая и социально-стратификационная мобильность (экономическая горизонтальная и вертикальная мобильность, внешняя миграция и беженцы).
Выше перечисленые источники социально-психологического стресса могут привести к тем или иным видам индивидуального, группового или организационного девиантного поведения. И каждый из этих источников стресса может быть описан через множество факторов, изучением которых и занимается психология здоровья. С историей их изучения можно подробнее познакомиться в Гурвич, 1999, сс. 132- 403.

Самое близкое по смыслу слово к слову фактор — это причина, определяющая состояние какого-то объекта исследования. В психологии здоровья (вслед за медициной) под факторами понимают причины, определяющие состояние здоровья-болезни человека или социальной группы. И главный вопрос здесь — для чего нам надо знать о факторах болезни, девиантного поведения или какой-то социальной проблемы? Ответ состоит в том, что смысл профилактики заключается в изменении чьего-то поведения в сторону более здорового. Но влиять на поведение фактически означает — влиять на факторы, которые это поведение определяют (детерминируют). А значит, эти факторы надо знать, чтобы именно на них направить усилия профилактики.

Кроме того, факторы служат для прогноза возникновения и развития какой-то проблемы. Например, зная факторы наркотизации, можно по их наличию или отсутствию у конкретного человека предсказать вероятность у него начала употребления наркотиков до того, как произойдет первая проба наркотиков. Что даст возможность предложить ему своевременную профессиональную помощь.
Человеческое поведение сложное, поэтому не существует одного критически значимого фактора риска, который мог бы предсказать возникновение высокого уровня стресса у конкретного человека, он всегда формируется под влиянием сложного сочетания множества факторов. Существует кумулятивный эффект: чем больше факторов риска присутствует в жизни подростка, и чем дольше от подвергается их влиянию, тем больше у него вероятность формирования девиантного поведения. Кроме того, разные факторы риска имеют тенденцию усиливать друг друга. Но при этом, факторы остаются всего лишь вероятностью! Некоторые люди сохраняют «твердость» и здоровое поведение даже в очень неблагоприятных условиях.

Факторы риска могут иметь как прямое, так и косвенное влияние на общий уровень девиантности несовершеннолетнего. Например, бедность. Кроме того, что она сама по себе снижает уровень качества жизни, может также выступать косвенным фактором риска, потому что она создает эмоциональное напряжение для родителей, что может влиять на семейные отношения, снижать объем внимания, направленного на ребенка, что в конечном итоге может приводить к распаду семьи и повышать риск формирования преступного поведения ребенка.
Необходимо отметить, что на каждой территории м в каждой образовательной организации значимость перечисленных источников стресса и их вклад в формирование девиантного поведения, будет отличатся. Поэтому при планировании профилактических программ требуется проведение специальных исследований групп молодежи, с которыми планируется работа, для того чтобы выделить факторы, актуальные именно для них в настоящий момент времени. Для этого и используются исследовательские процедуры, которые будут обсуждаться во втором модуле курса.